Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Грамматика М. Смотрицкого

19-08-2017

Вторую отличие у М. Смотрицкого составляют прежде существительные код. -О-основ мужского (Клевретъ, яремъ, между ними отдельно выделены cлова с основой на г, к, x - другъ, Пророкъ, грЂхъ, потому, что в отдельных падежах в них указаны согласные чередуются соответствии с же с; ч, ц; ш, с), общего (Воинъ) и «всякого» рода (юродъ), а также среднего на-о (древо). В нее вошли существительные с основой на-ц (ъ) (отецъ, чванецъ) чел. рода и средн. рода на-е (сердце) кол. -Jo-основы. Отдельно автор дает парадигмы односложных слов "растворАтисА мощи в (ъ) падежехъ», образцами которых снъ, кол. -Ū-основы, и жрецъ, кол. -Jo-основы. Во II отмене приведены правила изменения существительных средн. рода кол. основ на согласные-t-(отрок),-n-(има),-s-(словес, слово). Автор справедливо выделил отдельно парадигму существительных типа РимлАнинъ. Он обратил внимание и на особенности склонения слов греческого происхождения (Орестъ, Виасъ и др.).. Гетероклитикамы II склонения в «Грамматике» являются существительные домъ и братъ. Ученый объединил в II отмене существительные, которые имели в старославянском языке разные парадигмы. Но здесь наблюдаем определенное сближение отдельных типов, обусловленное введением в парадигме элементов из живых языков восточных славян. Необходимо отметить, что количество этих элементов неодинакова в образцах склонения разных слов той самой древней основы. М. Смотрицкий первый в нашем языкознании подчеркивает грамматическую категорию живых существ и неодушевленных предметов («ωдшевленыА и бе (с) душный»). В названиях живых существ в «Грамматике» последовательно подается форма винительного, что совпадает с формой родительного падежа. Это результат воздействия живых языков, ведь в эпоху существования старославянского языка форма винительного - родового не была постоянной (Вайан, 206 - 207). Достаточно последовательно в памятке выступает живомовних флексия-ами рядом со старинной-ы в ор. падеже множественного числа существительных чел. и средн. рода на-о,-е (клевретами, грЂхамы, отцами, снами, жерцамы). Только с этой флексией выступают формы домами, древами, сердцами. Винительный множественного числа существительных кол. -Jo-основ на первом месте должно окончание-ы, а затем-А (отцы - отца) старославянского происхождения. Существительные другъ, грЂхъ в род. множества имеют новую форму другωвъ, грЂхωвъ рядом со старинной другъ, грЂхъ. Слово кол. -U-основы снъ в род, падеже выступает только с новой флексией-а (сна), хотя в слове домъ сохраняется лишь старинная-у (дома). Эти же существительные под влиянием живой речи имеют новую флексию-в рядом с древней-ови в дал. единственного числа (сыну - снова), а существительные кол. -Jo-основы - окончание-Евы (жрецы - жерцевы). Формы, выровненные по аналогии, удостоверяются в наз. (Сны - Снова, жрецы - жерцеве) и в род. (Сынъ - снωвъ, жрецъ - жрецевъ, домωвъ - дωмъ) падежах множественного числа. Привлекает внимание наличие параллельных форм с -ов-/-ев- в дал., Нах. и местн. падежах существительных сынъ, жрецъ (сновωмъ, жрецеве (м) и др..). Считается, что формы из ов-в указанных падежах множественного взяты из текстов сербской редакции (Weingart, 39). Стоит отметить, что подобные формы известны и в живых украинский говор, например в закарпатских (куму-ам,-ум, куму, на кумова). Тенденция к склонение существительного сынъ на расширенной основе сынов-отмечается и в середнеболгарски языке. Наблюдалась она также в отдельных словах старославянского (Вайан, 112).

Влияние существительных кол. -U-основы на существительные кол. -О-и-jo-основ начался еще в старославянский сутки (там же, 113), но окончание род. множества-ωвъ (-евъ) и дал. единственного-ови,-Евы Смотрицкий ввел прежде всего на основе церковнославянских текстов восточнославянской редакции. Наличие подобных флексий в живом украинском языке XVII в. способствовала закреплению их в парадигмах.

Смешивание флексий кол. -О,-jo-и-u-основ и флексий существительных чел. и средн. родов. кол. основ на согласный во II отмене. . Смотрицкого наблюдается в местн. падеже множественного числа: ср. ω клевретехъ (параллельная форма клевретЂхъ в памятке не напечатана, хотя должна быть, как видно из повторения местоименной формы тЂхъ), ω ярмехъ - ярмЂхъ, древе (х) - древЂхъ, друзехъ - друзЂхъ, сердце (х) - сердцихъ, снехъ - сновехъ, но только отцехъ, чванцехъ, жерцехъ, домехъ.

Существительные средн. рода кол. основ на согласный и чел. рода с с суф. -Анинъ целом не отражают новообразований живой речи.

Автор отличает окончания дал. (-Ому,-ема) и ор. (-Ама) падежей двойственного числа в большинстве парадигм, чего не было в старославянском языке.

Третью отличие составляют исключительно существительные кол. -И-основы (заповЂдь) и существительные-r-основы (матерь - мать). Здесь же приведены образцы склонения слов греческого и латинского происхождения (синтаξис, аvторитас). Каких-либо особых следов воздействия живого языка в парадигмах не наблюдаем. Наконец в западноукраинских говорах, кроме звательной формы, в числе почти полностью функционирует старая парадигма. Она во многом сохраняется в украинском литературном и других восточнославянских языках. По образцу существительного мать (матерь) автор предлагает отменять существительные кол. -Ū-основы любовъ или Любы, свекровь или свекры (ср. еще церковь или церкви, кровь или крвы зам. Древнего цьркы, кры) и r-основы дщеръ или дщы.

Новые формы именительного падежа единственного числа существительных-П-основы фиксируются уже старославянскими памятниками: црковь, любовь; црквы, любъвы, любъвь (Vondrák, 425). Древнее окончание род. множества-ей теперь имеет аналог в подольской говор флексии-ой (Голоскевич, 122). Смотрицкий и в III отмене различает формы дал. (-Ема) и ор. (-Я) падежей двойственного числа, хотя старославянский язык имел для них общее заключение (-ьма).


Другие статьи по теме:
 Особенности эллинистической культуры
 СЕВ Хлеб
 Сейчас религия потеряла свои интегративные функции
 Забота как свойство ума и его гипотетическая роль в ситуации астросоциологичного парадокса.
 Мир и человек в архаической культуре

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb