Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Грамматика М. Смотрицкого

21-06-2017

Неизвестное ему было древнее различение ıа и А, которые уже в древнерусском языке означало один звук. Он узаконивает применение первой буквы в начале, второй - в середине и в конце слова. Наконец, ученый имел перед собой задачу адекватно описать систему восточнославянской редакции церковнославянского языка, кодифицировать его, а не выяснять первоначальное, старославянское звучание букв. И это не умаляет значения достижений М. Смотрицкого как фонетиста. Й. Добровский также не было известно звучания Юсов и ъ, ь (он даже не писал ъ в конце слов).

Буква v (ижица) употребляется только в словах греческого происхождения и имеет звуковое значение и, когда над ней поставлена ​​«двоточие», иногда - значение в, когда над ней нет этого значка.

Заимствованные буквы г, ф, ξ, θ употребляются в греческих и некоторых латинских словах. Но в связи с тем, что θ многие его современники произносили как ф, Смотрицкий напоминает, что буквы θ и ф нельзя употреблять одну вместо другой, писать, например, не Θилиппъ, Фекла, a Филипп (ъ), Θекла.

Языковед советует букву s (зело) употреблять только в смысле числа 6, для чего она и была заимствована, как утверждает автор, с греческого языка, он справедливо пишет, что эта буква лишняя, потому функцию ее выполняет с. Итак, «УвЂщениА» М. Смотрицкого посвящены как вопросам правописания, так и орфоэпии.

Кроме этого, ученый представляет «Правила орθографиы». В первом правиле Смотрицкий впервые регулирует написание большой буквы: ее следует употреблять в начале стихотворной строфы, после точки, в начале имен, слов для обозначения чинов, наук, научных категорий. В первых четырех пунктах это правило действующее и в современных восточнославянских правописания. Второе правило советует употреблять буквы над строкой только тогда, когда они заканчивают состав. Третье напоминает, что необходимо правильно употреблять флексии при склонении и спряжения слов, в частности не писать е вместо Ђ и наоборот; Ђ - вместо и; ы - вместо и. Здесь ученый проявляет знание особенностей восточнославянских языков (поплутання Ђ - и, ы - и часто встречается в украинских текстах XVI - XVII вв.). Четвертое, помимо прочего, предостерегает не употреблять ф вместо мин и наоборот, поскольку автор знал, что у многих украинских и белорусских говорах / ф / заступается сообщением мин. Пятое рекомендует применять греческую орфографию в словах греческого происхождения, латинский - в словах латинского происхождения (так, предлагается транслитерация).

Предлагая четко дифференцировать буквы г и г - не писать «ни г в (ъ) мЂсто г ни в (ъ) против (ъ): якω / одигитриа / а не одигитриА: гора / а не гора» (25), М. Смотрицкий как нормативную трактует характерную черту украинского (и белорусского) фонетики - различение фарингального звука г и задньоязикового г. Шестое правило советует удваивать н в прилагательных при соответствующих условиях (например, истинный) и писать одно н в причастиях. Так, лингвист кодифицирует церковнославянский орфографии на основе восточнославянского правописания узуса, сложившийся под влиянием живой речи в начале XVII в.

Замечания ученого о произношении и, е, о твердости согласных перед ними, о различении фарингального г и сомкнутого г определенно указывают на то, что орфоэпические нормы М. Смотрицкого основываются прежде всего на его родном произношении - украинский. Если некоторые особенности литературной орфоэпии русской синодальной церкви в XVIII ст. (Некоторые из них сохранились до наших дней), литургическая произношение старообрядцев, где употребляется фрикативный / γ /, твердая произношение согласных перед е <е (мягкая перед е <€) сложились не под влиянием «Грамматики» М. Смотрицкого, а отражают орфоэпические традицию, идущую от Киевской Руси (Успенский, 97), то ученый преподносил в норму загальносхиднословьянськи особенности литературной фонетики. Согласные перед и, е отвердели в южнославянских и были твердыми в схиднороманських языках, поэтому соответствующее правило украинского ученого не противоречило живому вещанию болгар, македонцев, сербов, хорватов, румын и молдаван. Характерно, что рекомендовано М. Смотрицким различия r и г культивировалось только на Украине и в Белоруссии, но не привилось в других славянских народов, которые пользовались кириллицей.

Автор не обращает внимания на поплутання безударного о с а, поскольку в церковнославянских текстах на Украине его вообще не было, а в текстах, написанных в России и Белоруссии, оно встречалось довольно редко.

Значительное место в книге Смотрицкого отведено учению «Ω Просωдиы: или ω Оударениы». Он разделяет ее на «Просωдию стихотворную» и «Просωдию орθографиА» .. Последняя имеет девять разновидностей: «оξиа / или острая: вариА, или и (ж) каа: периспомены, или ωблеченаА: ψилы или то (н) каа: дасиА / или густая: ерикъ: паеркъ: слитнаА: мАгкаА». В просодии М. Смотрицкий выделяет также: «Оударение. Время: Духъ: и Страсть ».

Много пишет Смотрицкий о месте различных типов ударения. Теория автора базируется на греческой системе, искусственно перенесенной на славянский грунт, и не отражает свойств славянской системы ударения. Но независимо от типа акцентуацийни знаки отражают узус конца XVI - начала XVII вв., Настоящее место ударений в восточнославянской редакции церковнославянского языка (украинский разновидности ее) и украинской живой речи своего времени. «Грамматика» М. Смотрицкого сыграла важную роль в нормализации ударения церковнославянского и украинского языков (Чепига, 130 - 132).

В существительных и отмены твердой группы (образцы склонения - Иωна, ДЂза, Воевода) нет специфических окончаний, которые не были свойственны старославянском языке (морфологические явления, обусловленные фонетикой восточнославянских языков, здесь и далее условно не считаем отличными от старославянским " янских - континуанты носовых гласных, ъ, ь; отверждения согласных; звук и после задньоязичних и др.).. Автор предостерегает, что согласные основы на г, к, x (влага, Рука, Сноха) в дал. и местн. падежах единственного, наз., нах. и клич. двоини чередуются с з, ц, с. Существительные муж. рода мягкой и смешанной групп (Мрежа, Ладиа, СамарАныны; сте, сте, форма сте - новая, по аналогии с существительных типа Земли) сохраняют древнее окончание-А в род. единственного, наз. и нах. множества (МрежА, ЛадиА, СамарАнынА, сте), как и существительные со значением женского пола общего рода (пиАница, ωбрАша - пиАницА, ωбрАщА). Однако существительные чел. рода «на а / чистое» (Захариа) и общего рода (судиа) М. Смотрицкий подает с новыми флексиями (под влиянием живого языка)-и в род. единственного и наз. множества (Захариы, Судиы),-ей в род. множеств »(Захария, судий). Слова мужского (юноша) и общего родов со значением мужского пола (то пиАница, то ωбрАща) принимают новое окончание-и в род. и наз. множества (юноши, пиАницы, ωбрАщы), флексию-ы в нах. множества (юношы, пиАницы, ωбрАщы). Здесь наблюдается стремление автора формально различать окончания наз. и нах. падежей во множественном числе. Введению флексии-и способствовало, видимо, и то, что шипящие согласные в живой речи были твердые, а во многих юго-западных говорах звук ц диспалатализувався в суффиксах, в частности в-ица (Шило, 65; Dejna, 49 - 54). По правилам Смотрицкого, буква и после гласных произносилась как й, следовательно, окончание в формах типа Захариы, судиы в произношении совпадало с украинской-и <-€. Первая отмена - склонение существительных бывших;-а и-ja-основ. Специфические особенности имеет парадигма слова греческого происхождения Имармены.


Другие статьи по теме:
 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НА УКРАИНЕ В xvi-xvii вв.
 ИСТОЧНИКИ ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИХ ГРАММАТИЧЕСКИХ ТРАДИЦИЙ (xi-xiii вв.)
 Книгопечатание в Киевском университете
 «Грамматика Словенска» Л. Зизания
 Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb