Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Грамматика М. Смотрицкого

26-04-2017

Глагол характеризуется девятью категориями: «Залогъ, Начертание, Видъ, Число, Лицо, Наклонение, время, родъ, Спражение».

Как и в тогдашних грамматиках греческого языка, в Смотрицкого насчитывается пять состояний глагола. «ДЂйствителный залогъ» указывает на активное действие (бию) при помощи частицы («слога») СА эти глаголы переходят v пассивное состояние. «Страдателный залогъ» означает пассивность действия (биюсА) без доли са эти глаголы переходят к активным. «Средний залогъ» не означает ни активной, ни пассивной действия (стою). К пассивного состояния эти глаголы не переходят. В «ω (т) ложителный залогъ» отнесены глаголы, имеющие форму пассивных, однако значение в них или только такое, как в «дЂйствителныхъ» (боюсь), или как в «среднихъ» (труждаюсА). «Общий залогъ» - это состояние глаголов, имеющих долю СА, как пассивные глаголы, но значение в них одновременно может быть и активное, и пассивное (касаюсь). М. Смотрицкий предлагает оригинальный способ различения состояний «славянского» глагола добавлением и вычитанием из него доли СА. Например, между глаголами совершенного и среднего сословия существует и разница добавлением частицы са к глаголам действительного состояния возникают глагола со значением пассивного состояния (клена - кленуcА), однако добавлять ее к глаголам «среднего» состояния нельзя («ω (т) лежу НЕ идетъ лежусА »).

По словообразовательное составу глагол может иметь «Начертание» «Простой» (емлю), «сложа (н) ное» (приемлю), «Пресложе (н) ное» (восприемлю).

Подобно Л. Зизания, в духе теории своего времени, М. Смотрицкий с точки зрения словообразования разделяет глаголы на два «Виды»: «Первоωбразный», или «Совершенный» (чту, стою) 12, и «Производный», т.е. делит их на первичные и вторичные.

Категорию вида в современном понимании он не выделяет. Но М. Смотрицкий первым разделил глагола «производного вида» по характеру выраженной действия еще на два «вида» - «начинателный», к которому относятся глаголы со значением начала действия, которые обычно имеют суффикс-Ђ-ю («теплЂю ... бЂлЂю ... Сиречъ / начинаю теплъ ... или бЂлъ быти ... ω (т) совершенных глъ, тепло ... бЂлю ... »), и« учащателный », в который входят глаголы со значением повторяющейся действия (« иже вещь оучащаему знаменуетъ »), обычно имеют суффикс-а -ю,-А-ю («бЂгаю / читаю, творАю ... Сиречъ / часто бЂгъ / или чтение / либо творения ... творю: ω (т) совершенныхъ глъ, бЂгу, чту / творю»).

Хотя понятие «начинательного» и «учащательного» вида взяты из латинских грамматик (Античные теории, 128), все же М. Смотрицкий начал понимание грамматического вида в славянской глагольной системе, ведь в рамках «производного» вида идет не только о словообразование, но и о характере действия. Путь к современному пониманию категории вида глагола был очень долгий и сложный. К середине XIX в. термин «вид» употреблялся прежде всего относительно словообразования глагола. Настоящее понимание вида начинает накреслюватись только в середине XIX в. (Виноградов, 477 - 487; Русановский, 8 - 9). Поскольку при осмыслении этой категории большую роль сыграли связанные с ней вопросы глагольного словообразования, срок Смотрицкого закрепился в новом значении.

Однако М. Смотрицкий, как Л. Зизаний, хорошо чувствовал видовые отношения, что проявилось в парадигмах глаголов: в формах «непредЂлного» и будущего времен Смотрицкий принимает приставочных формы глаголов совершенного вида.

Глагол в «Грамматике» Смотрицкого имеет три числа: «Единственное» (глю), «Двойственное» (глева), «множественное» (глемъ). Не выяснено, откуда М. Смотрицкий принял теоретическое рассуждение о том, что славяне в глаголах, как и в именах, имеющих формы двойственного числа всех родов. Он приводит формы двойственного числа по родам, возможно, под влиянием форм двойственного числа местоимений мы, вы (и они). Это может быть косвенным свидетельством полного упадка двоини в живой речи.

Лица («лица») у глагола три: «Первое», «Второй», «Третие», причем приказной и бажальний способы не имеют форм первого лица единственного числа (см. еще: Регушевский, 139 - 141).

Автор, по образцу тогдашних грамматик, насчитывает шесть способов глагола - «ИзъАвителное, Повелителное, Молителное, Сослагателное, Подчинителное» и «НеопредЂленное наклонение», объясняет значение каждого. Первый, второй и четвертый сроки согласно имеют значение: настоящий, повелительное, сослагательное наклонение. С помощью «молительного» образа выражается просьба (оуслышы). Глагол в форме «подчинительного» образа для законченности мысли требует уточнения другими словами («да бию / мни / повелЂваешы да бию», т.е. «да бию» нужно понимать так: «ты велишь, чтобы я бил»). «НеопредЂленное« наклонение », показывая время, не определяет рода и числа (бить, стоять).

Аналогично грамматики греческого языка, М. Смотрицкий насчитывает шесть временных форм глагола: «НастоАщее совершенны (х) и оучащателныхъ» »,« преходящее »,« Прешедшее »,« Мимошедшее »,« НепредЂлное »и« Будущее время »,« ПреходАщее время »означает незаконченное действие или пассивность (бихъ, грубых (ъ) СА, биенъ есмь, быхъ), т.е. соответствует по значению гр. παρατα`


Другие статьи по теме:
 Периодизация елинизму
 Формирование культурологической мысли в xvi-xviii вв.
 Эллинистической наука
 Керамика Коломийщини
 Сейчас религия потеряла свои интегративные функции

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb