Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Грамматика М. Смотрицкого

19-06-2017

Даже краткий обзор раздела «ИМА» показывает, что Смотрицкий, - хоть и ввел в свою работу немало элементов живой речи, был знатоком древних текстов, нередко первым исследователем их. Его классификация материала оригинальна. Утверждение о том, что Смотрицкий сделал очень малый прогресс в выяснении системы славянской отмены (Weingart, 35), беспочвенно.

Ученый уделяет много внимания склонению слов греческого и латинского происхождения. Однако это не может служить доказательством зависимости автора от византийских образцов, как пишут некоторые исследователи «Грамматики» М. Смотрицкого (там же). Склонение иноязычных слов действительно имело ряд особенностей, которых не упоминают даже авторы нынешних грамматик старославянского языка (Вайан, 139 - 143).

Сравнительно небольшой по объему раздел памятника «Ω мЂстоимениы» (193 - 232). Местоимениям (их автор насчитывает 18) присущи: «Видъ, Качество, родъ, Число, Начертание, Лицо, Падежъ u Склонение». По Смотрицким, местоимения азъ, ты, самъ, кто, то, чий и некоторые другие - «первообразнагω вида», а местоимения «производнагω вида» образовано от форм родительного падежа: мой, твой, свой - от меня, тебя, себя; нашъ , Вашъ - от насъ, васъ.

«Качествъ», или «знаменований» (значений), в местоимения пять: «Оуказателное, возносит (л) ное, Возвратителное, Въпросителное, ПритАжателное». Согласно автор выделяет местоимения «ОуказателнаА» - азъ, ты, са (м), этот, овъ, онъ, то, потому что «ими вещи показание бываеть» «ВозносителнаА» - те самые, что и «ОуказателнаА» и местоимение иже , ибо они «прешедшую вещъ в (ъ) памАть возводятъ» «Возвратителное себя», потому что «знаменование егω на Тожде лицо во (с) вращает (ъ) СА, еже предыду» «ВопросителнаА» - чей, кто, кий, «ними так вопрошение бываетъ» «ПритАжателнаА» - мой, твой, свой, нашъ, Вашъ, егω, которые «притАжание вещи знаменуютъ».

В местоимений различаются пять, родов: «мужеска» (самъ, сей, овъ, чий и т. д.), «Женский» (самая, сиА, ова, чиА), «Средний» (само, сеет, ово, чие), «Общий» (кто), «ВсАкий» (азъ, ты, себя). Местоимения имеют три числа - «Единственное, Двойственное, множественное», три «Лица» (лица) - «Первое» (азъ), «Второе» (ты), «Третие» (онъ), два «Начертаниа» - «Простой» (азъ) и «Сло (ж) ное» (самъ азъ). Количество падежей та же, что и в «Имени», однако Смотрицкий отмечает, что звательный падеж имеют только ты, этот, мой, нашъ.

Склонение местоимений ученый подает в пределах четырех «склонен». Парадигмы местоимений и отмены азъ, ты, себя совпадают с старославянским, только в дал. падеже множественного отсутствуют формы ны, вы. В замечании Смотрицкий предпочитает формам насъ, васъ над формами ны, вы в винительном падеже. Формы местоимений II отмены также в целом совпадают с старославянским. На отдельных окончаниях сказалось влияние членных прилагательных (частично и через живой язык): самогω, овагω; самый, овыА; самой, самЂй; овой, овЂй. Форма ор. падежа множественного чел. рода самЂмъ является, пожалуй, опечаткой (ср. правильные самЂмы жен. и средн. родов). Третью отличие составляют местоимения кто (что), то. В ней привлекает форма ор. падежа местоимения кто - кимъ (ст. сл. цЂмъ), что совпадает с украинским и белорусским. Склонение местоимения что аналогичное старославянском, за исключением наз. и нах. падежей единственного, где рядом с что подано чесо. Указательное местоимение выступает в членной форме чел. (То) и средн. (То есть) родов, в членной и нечленний формах жен. рода (ТАА, и). Новая живомовних форма наблюдается в дал. множества всех родов - тымъ (ср. укр. тем, билор. тым). К IV отмены местоимений в Смотрицкого принадлежат сей, мой, твой, свой, кий, чий, нашъ, Вашъ, егω, иже. Привлекает внимание форма сей (которая совпадает с соответствующей украинские сей), который выступает перед церковнославянском сей. После склонения относительного иже Смотрицкий предостерегает, что после предлогов в род. и ор. падежах нужно принимать формы с начальным н: в (ъ) негω, к (ъ) нему и т. п., а в нах. нь вместо и: нань. Ученый знал, что в белорусском языке и некоторых украинских говорах древние формы с начальным н перестали функционировать (ср. билор. В яе «в ней») (см. еще: Широкорад, 135 - 138).

«О глаголЂ» (233 - 359) - второй большой раздел «Грамматика» М. Смотрицкого. Ученый так определяет эту часть речи: «Глаголъ / естъ часть слова скланАемаА / со ра (с) личными наклонениы и времены дЂйство / или страсть / или среднее что знаменующаА» - (233). «Глаголъ» автор разделяет прежде всего на «Личный» (личные глаголы), который имеет все лица трех чисел (бию, Биешу, 6иетъ и т. д.), «безличные», который лишен первой и второй лица всех чисел, а во многих - и третьего лица множественного числа (он может быть значений «ДЂйствителнаго» - подобаетъ и «Страдателнагω» - ключает (ъ) СА), «Стропотный», который не изменяется по правилам личных глаголов (есмь, ямь, вЂмь и др.., есть атематические ), «Лишаемый - лишен некоторых форм способов глагола или времени (рЂхъ, оусну и др.)..

По значению личное глагол («Глаголъ») бывает: «Существителный» (только одно слово - есмь, бываю), «Звателный» (именуюсА, нарицаюсА, зовусь, прозываюсА, глюса), «Прилагателный» (все остальные, кроме указанных выше) . Смотрицкий впервые вводит в наши грамматики понятие переходности и непереходности действия глаголъ «Преходителный» (люблю) и «СамостоАтелный» (стою).


Другие статьи по теме:
 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НА УКРАИНЕ В xvi-xvii вв.
 Эллинистической религия
 Готичний стиль xiii-xiv ст
 Забота как свойство ума и его гипотетическая роль в ситуации астросоциологичного парадокса.
 Материальные средства и люди - как ведущие движители экономической деятельности

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb