Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«ГРАМАТЫКА СЛОВЕНСКАЯ» И. Ужевича

22-06-2017

Формы звательного падежа множественного числа совпадают с формами именительного (господа, паны, телАтка).

Характерно, что в И. Ужевича аблатив-творительный (пан-ами, телАткамы) и аблатив-местный (пан-ахъ) имеют только новые формы, по аналогии с существительных бывшей-а-основы.

В комментарии автор отмечает, что существительные глаз, ухо в именительном падеже множественного числа имеют форму очи, уши, а в других падежах такие же окончания, как существительные женского рода на-ь (13).

Третью отличие, как отмечалось, в И. Ужевича составляют существительные мужского рода на-ь (камень) и-и (гултай) и среднего рода на-е (збавене),-я (тела) (14).

В комментарии к III склонения (19) автор обращает внимание на существительные с выпадающим е в родительном и во всех других падежах обоих чисел (пень, день, ученик, ωгень и др.). И названия (-n-основы), где этот гласный основы сохраняется (ремень, корень, гребень, степень и т.п.) (14 н. - 15).

В родительном падеже все существительные II склонения имеют флексию-А (Каман, гултаА, збавенА, телАтА). Существительные бывшей-jo-основы (гултай, збавене) сохраняют древнее окончания. В живом украинском (и вообще восточнославянской) речи оно распространилось и на существительные кол. -N-основы (камни; д.-р. камне, камени). Родительный падеж существительных кол. -T-основы флексию-А (- 'а) получил по аналогии с существительным мужского рода. Но аналогия охватила лишь часть украинских говоров. Теперь формы типа тельáтьа, как показывает карта № 186 второго тома АУМ, фиксируются в юго-западных говорах южнее условной линии Львов - Тернополь, нигде не доходя до Днестра; крайний восток их распространение - примерно до правого берега реки Серета .

Окончание - 'а на месте исторического-е в родительном падеже единственного числа существительных-t-основы - результат действия нескольких аналогий. Флексия - гласный а - появилась под влиянием лексем среднего рода бывших-о,-jo-основ (глаз, поле - глаза, польа). Мягкость согласного перед флексией возникла вследствие прогрессивной ассимиляции в основе (тельата> тельатьа), как и в других падежах (дав. тельатьу <С тельату, руководством, тельатьом <. тельатом). Не исключается и влияние парадигмы существительных типа зьильа, зьильл'а. В польском языке формы с палатальный согласным перед окончанием - основные (cielęcia). В «Граматыци» И. Ужевича не исключается влияние этих польских форм.

Части юго-западных говоров присуща также форма родительного падежа типа тельатьи, что, видимо, появилась на базе форм генетива типа тельата под влиянием существительных с флексией-и, в частности бывших-jo-основ. Один из ареальных островов распространения форм родительного падежа типа тельатьи расположенный южнее Припяти. Западная граница его - низовья Горыни, южная проходит по условной линии чуть ниже впадения в Горынь реки Случь (АУМ, карта № 186).

Комментируя отличие, И. Ужевич обращает внимание на то, что существительное има в родительном падеже "образует имени, а не имать». В предлагаемой форме, очевидно, сказывается влияние польского склонения.

Одна унифицированная форма наблюдается у существительных разных бывших оснований и в дательном падеже единственного числа - ю (камня). Необходимо отметить, что в названиях лиц мужского рода автор не говорит в дательном падеже флексии-Евы, присущей украинским памятникам XVII ст. (Witkowski, 105). В окончании-ю (телАтю, гусАтю, пороcАтю, щенАтю) существительных кол. -T-основы отражается или украинский диалектная морфология или влияние польского склонения.

Форма винительного падежа названий лиц, конечно, совпадает с формой родительного (гултаА), других существительных - с формой именительного (камень, збавене, тела) (в парижском рукописи И. Ужевич в винительном падеже, возможно, ошибочно написал окончание именительного - родового и существительного камень - камни; но не исключается здесь и живомовних влияние).

В звательном падеже существительные мужского рода, как и в речи украинский, сохраняют старинный окончание-ю, а названия среднего рода - древние формы, совпадающие с формами именительного.

Аблатив-творительный всех существительных этой отмены имеет единственное окончание-εмъ: каменε (м), гултаε (м), збавенε (м), телятε (м), которое закономерно развился из древнего-ьмь, что его принимали-jo,-n - i-t-основы. Формы типа телятемъ свидетельствуют и другие украинские тексты XVII ст. Окончаний аблатива-местного в парадигме нет, видимо, из-за того, что в языке автора они совпадали с формами дательного падежа.

В именительном падеже множественного числа существительные мужского рода характеризуются флексиями-и-и-е (камени и камне), в которых своеобразно отражается Южноукраинское окончание-и <-Ђ и североукраинском безударное-е <-€. Существительные среднего рода сохраняют древнюю флексию-А (- 'а) (малеванА),-а (тел-Ат-а).

Родовой множества в парадигме парижского рукописи выступает единственным окончанием-евъ (каменевъ) - следствие распространения флексии существительных бывшей-u-основы. В нем отражается живет украинское (и восточнославянское) вещания. В Аррасской варианте автор отмечает специфику существительных среднего рода кол. -T-основы: телятъ (25 н.). Однако в книге не отражены специфики названий среднего рода прежней-jo-основы.

В дательном множества автор показывает общее для всех существительных окончание-емъ (каменемъ), возникшее в результате фонетического совпадения двух древних флексий - емъ и-ьмъ.


Другие статьи по теме:
 Становление смыслового пространства КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ культурогенеза.
 Издательская деятельность первых университетов Украины
 ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»
 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НА УКРАИНЕ В xvi-xvii вв.
 Языковедческие ТРАКТАТ Максима Грека

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb