Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«ГРАМАТЫКА СЛОВЕНСКАЯ» И. Ужевича

20-08-2017

Родительный падеж существительных обоих родов имеет исключительно окончание-а (г, боз (ъ) ства). В И. Ужевича в родовом единственного числа существительных мужского рода нет форм на-у, очевидно, из-за того, что для примера взят только название живого существа.

В дательном падеже существительных обоих родов подтверждается общее окончание-у. Параллельной флексии-ови, распространенной в украинском языке XVII в., В исследуемой работы нет, пожалуй, вследствие того, что для образца отобраны существительное, который в свою И. Ужевича в дательном падеже функционировал преимущественно с окончанием-у (ср. богу, богови в Аррасской варианте при рассмотрении написаний с титлами и без них - 19).

Винительный падеж характеризуется флексией-а в мужском (г) и-о в среднем (боз (ъ) ство) роде. В комментарии к II отмены автор замечает, что в названиях неодушевленных предметов именительный и винительный падежи единственного числа (сыръ, лЂсъ, дворъ) и множества (сыры, лЂсы) совпадают (12 н. - 13). Описанные формы винительного падежа функционировали и в живом украинском и белорусском речи.

В парадигме парижского рукописи звательный падеж мужского рода имеет две формы: древнюю с флексией-е (господин) и новую конечного-ъ, которая совпадает с формой именительного единственного (12). Параллельная форма, возможно, является результатом привлечения белорусского узуса, однако характерно, что в более совершенном Аррасской варианте «Граматыкы» автор дает только одну форму на-е (22). Форма звательного падежа среднего рода закономерно совпадает с формой именительного (слово).

Аблатив-творительный имеет форму-омъ, закономерно развилась с древнерусского-ъмь и присуща не только украинским, но и другим восточнославянским языкам. Формы аблатива-местного падежа в парадигме недосмотру автор не показывает, но в пункте о «неустойчивый» падеж (32 н. Аррас.) И. Ужевич говорит, что в нем существительные принимают флексию-и или-е (въ железы или в ( ъ) железе). Первая форма - типично украинский (современная железе), вторая отражает североукраинском фонетический рефлекс древней-Ђ (или белорусский язык).

Комментируя парадигму II отмены, И. Ужевич обращает внимание на то, что слова с конечными элементами-есъ (шесъ)-енъ (блазенъ)-ецъ (ωтецъ)-елъ (козелъ)-екъ (козелекъ; фонетический полонизм, вместо козелокъ)-ωкъ (початокъ) в родительном и всех других падежах теряют гласные о и е. Автор отмечает, что в некоторых существительных (например, рокъ, отрокъ, потокъ, чловекъ) с приведенными выше конечными элементами соответствующие гласные сохраняются (года и т. д.), иногда выпадают, а когда именно, «научит опыт» (13 н.). В комментарии также отмечается, что существительные женского рода с конечным-ъ-оброжъ «ошейник собак», матеръ, кровъ, бровъ, крыновъ «тарелку» сюда не относятся. Существительное Христосъ в родительном падеже имеет форму Христа.

Грамматист подчеркивает, что существительные с «окончанием»-ецъ "в звательном падеже единственного вместо ц принимают другую согласную - ч» (ютецъ - ωтче, купецъ - купчая). В книге обращается внимание на то, что существительные, которые "заканчиваются на хъ, жъ и къ, звательный падеж единственного образуют на у»: страхъ - страха, ракъ - рака (12 н.). Здесь автор отражает тенденцию живого украинского языка (стремление к сохранению согласного основы; флексия-у - влияние существительных бывшей-u-основы, ср. Современные отцу, работнику).

В самом конце комментариев к существительных II склонения И. Ужевич пишет: «Как познать существительные, оканчивающиеся на ъ, ь, в польском обозначении? В польском чтении существительные, оканчивающиеся на ъ, узнаешь только на последней согласной, не обозначенной любым ударением, например: chłop - мужчина, dąb - дуб, rak - рак, prorok - пророк. [Существительные], заканчивающиеся на ь, тоже (узнаешь) с последней согласной, обозначенной мягким акцентом, как: boiazń - боязнь, przyiazń - дружба, przyjaciel - приятель, kowal - ремесленник »(14). Авторский комментарий недвусмысленно указывает на то, что И. Ужевич задумал труд, в котором на основании украинского языка можно ознакомить западноевропейский ученый мир со славянской языковой системой вообще.

Именительный падеж множественного числа существительных мужского рода II склонения в И. Ужевича характеризуется флексиями-ы,-ове,-и (паны, господа) флексия-и, вероятно, касается основ на заднеязычные г, к, x, но не исключается и отражения в ней собственное украинское окончание-и <-ы,-и. Флексия-ове бывших существительных-u-основы достаточно активно использовалась в названиях лиц мужского рода староукраинского языка. Кроме внутренних тенденций развития, ее распространению способствовали, очевидно, и контакты с польским языком. В Аррасской варианте автор не принимает параллельной флексии-и. Существительные среднего рода, конечно, сохраняют древнее окончание (слова, телАтка; в парижском рукописи для иллюстрации приведены формы лексемы телАтко, а в Аррасской - слово).

Существительные мужского рода в родительном падеже множественного числа имеют типичное для украинского и других восточнославянских языков окончание-овъ (пановъ) - результат распространения флексии существительных бывшей-u-основы. Названия среднего рода закономерно заканчиваются на чистую основу (телАтокъ).

В дательном падеже сохраняется старинный окончание-омъ (паномъ, телАткомъ). Оно типично и для других староукраинских памятников (Ист. укр. Г., 106). Континуантом его является современная диалектная флексия-им (-ум,-ум). В частности флексия-ом (-ОУМ) в дательном падеже множественного числа существительных мужского рода распространена в северных говорах западнее нижнего течения Горыни и Случи. Она употребляется в отдельных говорах у Припяти (АУМ, карта № 201).

Названия лиц мужского рода в винительном падеже имеют параллельные формы, совпадающие с формами родового и именительного падежей (пановъ и паны), что типичные для украинского языка XVII в. Существительные среднего рода, конечно, сохраняют старую форму винительного - именительного (телАтка).


Другие статьи по теме:
 ДЕРЕВЯННЫЕ ИЗДЕЛИЯ ДОМАШНЕГО УПОТРЕБЛЕНИЯ
 СЕКУЛЯРНЫЕ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА
 ГРАММАТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА НА УКРАИНЕ В xvi-xvii вв.
 Керамика Коломийщини
 Материальные средства и люди - как ведущие движители экономической деятельности

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb