Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Гипотетическая реконструкция и принцип демаркации К.Поппера в научном познании

25-04-2017

"Проблему нахождения критерия, который бы позволил нам провести различение между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой, а также "метафізичними" системами, - с другой, я называю, - говорит Поппер, - проблемой демаркации"[2. -с.55]. Именно эта проблема, по его собственному признанию, заинтересовала Поппера в самом начале его научной деятельности. В то время широко распространенной была та мысль, что выходила еще от Бэкона и Ньютона, согласно которой наука отмечается использованием индуктивного метода, который предписывает начинать из наблюдений, из констатаций фактов, а затем восходит к обобщениям. Это мнение поддерживали и логические емпіристи, которые приняли в качестве критерия демаркации верифікованість. Напомним, что сам Поппер начинал свою исследовательскую деятельность в Вене - историческом центре методологии індуктивізму конца XIX - нач. ХХ ст.

Однако, К.Поппер отверг индукцию и верифікованість в качестве критерия демаркации. Эти критерии видят характерную черту науки в обоснованности и достоверности, противопоставляя ее особенностям не науки (например, метафизики ), которая недостоверная и ненадежная. В свою очередь, полная обоснованность и достоверность в науке возникают как недостижимые идеалы, а возможность лишь частичного подтверждения не может строго демаркировать науку от не науки: например, учение астрологов о влиянии звезд на судьбы людей подтверждается огромным эмпирическим материалом. Поэтому Поппер не хочет рассматривать в качестве відзначальної особенности науки обоснованность лишь некоторых ее положений или их эмпирическую підтверджуваність. Подтвердить можно все, что угодно, но это еще не свидетельствует о научность. Поэтому, то положительное, что некоторое размышление или система соображений говорят о физическом мире, проявляется не в подтверждаемости их опытом, а в том, что опыт может их опровергнуть. Если система опровергается с помощью опыта, то она действительно вступает в столкновение с реальным положением вещей. А это как раз и свидетельствует о том, что она говорит нечто о мире. Исходя из таких соображений, в качестве критерия демаркации должно приниматься фальсифікованість, то есть эмпирическая опровергаемость: "...некоторую систему я считаю эмпирической или научной только в том случае, если она может быть проверена опытом. Иначе говоря,... от научной системы я требую, чтобы она имела такую логическую форму, которая делает возможным ее выделение в негативном смысле: для эмпирической научной системы должна существовать возможность быть опровергнута опытом..."[2. -с.63].

Таким образом, чтобы ответить на вопрос о том, является ли некоторая система утверждений научной или ненаучной, надо попытаться опровергнуть ее; если это удается, то данная система без сомнения является научной, потому что ее содержание и логическая форма позволила ее фальсификации. Следовательно, именно с формой построения научного знания (логической структурой) связана возможность или невозможность фальсификации. Тем самым система научного знания рассматривается фальсифікаціонізмом содержательно. Если знания нечто рассказывают о мире, то оно ставится в отношение к действительности, как ее "картина". А поскольку речь о системе знания как "картину мира" можно вести только при условии признания, что происходит познание и осознание субъектом свойств независимо от него существующего объекта, тогда фальсифікаціонізм следует признать возвращением к классическим установок теории познания, которая абстрагируется от проблем связанных с рассмотрением системы знания в качестве "языковой игры", или информации. Не отрицая наличие свойства системы знания выполнять функционально-инструментальную роль, то есть - быть системой информации, методология фальсифікаціонізму определяет, что свойство знания быть научным не имеет непосредственной связи с вещанием, герменевтичними упражнениями.


Другие статьи по теме:
 Культурное пространство как пространство смысловых оппозиций.
 Василь Стефаник
 Основные черты романтизма
 Новое содержание в традиционной художественной форме (фовизм, кубизм, экспрессионизм, супрематизм).
 Культура Римской империи в период наибольшего могущества

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb