Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Формы первых первобытных религий

07-06-2017

Конечно, нервно-истерический характер шамана является в значительной мере результатом его профессии, потому что, начиная с периода подготовки и в течение всей своей деятельности, шаман специально и сознательно культивирует в себе подобные качества. Но это означает только, что шаманская профессия усиливает нервно-патологические черты характера человека, сами же эти способности предшествуют вступления человека в профессию шамана. Появление признаков нервного заболевания обычно рассматривается как призыв духов, которому человек не должен сопротивляться.

Фактически для дикарского ума нет ничего более естественного, чем приписать экстаз духовным агентам. Конвульсивные жесты и бессвязные выкрики вдохновенного шамана выдаются признаками того, что его воля отсутствует, и его тело охватила некоторая странное существо. Поэтому считается, что дух говорит его устами и направляет его действия.

Именно здесь, очевидно, и следует искать реальную основу шаманских верований. Взгляд на шаманское призвание как на призыв духов, не повиноваться которым избранник не властный, является, по сути, лишь субъективным выражением того объективного факта, что человека помимо его воли постигла нервная болезнь. Будучи субъективным осознанием этого заболевания, идея "избранности", столь характерная для шаманизма, есть и его идеологической интерпретацией. Этот взгляд похож на широко распространенное представление о каждом нервовохворого как о одержимого злым духом. Шаман отличается от обычного нервовохворих лишь тем, что не просто одержим духом, а вступает с ним в постоянную связь и может по желанию вызвать и отпускать его, заставить себе служить.

Шаман, в отличие от обычного неврастеника и истерика, имеет способность искусственно регулировать припадки болезни. Шаманское камлание с физиологической точки зрения не что иное, как искусственно вызван и сознательно регулируемый нервно-истерический припадок. По сути, и вся подготовка шамана к своей профессии - подготовка конечно очень длительная - заключается в тренировке способности вызывать и прекращать припадки, то есть устраивать камлания. Это умение шамана и находит свое фантастическое отражение в сознании его окружение, которое верит в то, что шаман не только служит духам, но и распоряжается ими. "В шаманских верованиях народов Сибири это выражается в различии духа - покровителя шамана (главный дух, что выбрал шамана на служение себе) и духов-помощников (второстепенные духи, которых дух - заместитель шамана дает ему как бы в услужение)" (п.5, с.282).

Как будь-яка форма религии, что закономерно возникает на определенном ступени общественного развития, шаманизм удовлетворял какие общественные потребности, хотя и удовлетворял ее ошибочным, искаженным образом. Эта потребность в данном случае была связана, в первую очередь, с лечением болезней, в меньшей степени - с обслуживанием охотничьего промысла и других хозяйственных нужд. В основе; следовательно, и здесь лежит бессилие древнего охотника или земледельца перед окружающими стихиями природы. Это бессилие в данном случае привело к наделение сверхъестественными способностями человек, определенным образом выделенных в общине,- шаманов.

Рядом с тотемизмом и табу значительное место в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (от греч. μαγεια - колдовство, волшебство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.

Магия - единство религиозного сознания и действия, в ней словно бы в концентрированном виде проявляется общая характеристика религии как специфического практически-духовного способа вхождения человека в мир. Мотивированный текст, логику его магических действий можно выразить следующим образом: если на обычные предметы и явления можно влиять практически, то с таким же успехом можно практически влиять в желаемом направлении и на необычное, сверхъестественное, то есть на фетишей, тотемов, душ и духов. Поэтому магия дополняется другими видами родоплеменных религий, как-то анимизм,фетишизм, тотемизм.


Другие статьи по теме:
 Магия - там, где она встречается в чистом виде
 Сунна
 КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ Вместо предисловия
 Научные теории
 Теории происхождения религиозных верований.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb