Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Формы первобытных религий

04-01-2017

Фактически для дикарского ума нет ничего более естественного, чем приписать экстаз духовным агентам. Конвульсивные жесты и несложные возгласы вдохновенного шамана выдаются признаками того, что его воля отсутствует и его тело овладела некоторая странное существо. Поэтому считается, что Дух говорит его устами и направляет его действия.

Именно здесь, очевидно, и следует искать реальную основу шаманских верований. Взгляд на шаманское призвание на призыв духов, не повиноваться которым избранник не властен, является, по сути, лишь субъективным выражением того объективного факта, что человека помимо ее воли постигла нервная болезнь. Будучи субъективным осознанием этого заболевания, идея "избранности", столь характерная для шаманизма, есть и его идеологической интерпретацией. Этот взгляд похож на широко распространенное представление о каждом нервнобольных как о одержимого злым духом. Шаман отличается от обычного нервнобольных тем, что не просто одержим духом, а вступает с ним в постоянную связь и может по желанию вызывать и отпускать его, заставлять себе служить.

Шаман, в отличие от обычного неврастеника и истерика, способен искусственно регулировать припадки болезни. Шаманское камлание является с физиологической точки зрения не что иное, как искусственно вызванный и сознательно регулируемый нервно-истерический припадок. По сути, и вся подготовка шамана к своей профессии - подготовка обычно очень длительная - заключается в тренировке способности вызывать и прекращать припадки, то есть устраивать камлания. Это умение шамана и находит свое фантастическое отражение в сознании его окружения, которое верит в то, что шаман не только служит духам, но и распоряжается ими. "В шаманских верованиях народов Сибири это выражается в различии духа - покровителя шамана (главный дух, который избрал шамана на служение себе) и духов-помощников (второстепенные духи, которых дух - заместитель шамана дает ему как бы в услужение)" (п.5 , с.282).

Как любая форма религии, закономерно возникает на определенном ступени общественного развития, шаманизм удовлетворял какие общественные потребности, хотя и удовлетворял ее ошибочным, извращенным образом. Эта потребность в данном случае была связана, в первую очередь, с лечением болезней, в меньшей степени - с обслуживанием охотничьего промысла и других хозяйственных нужд. В основе; следовательно, и здесь лежит бессилие древнего охотника или земледельца перед окружающими стихиями природы. Это бессилие в данном случае привело к наделения сверхъестественными способностями лиц, определенным образом выделенных в общине, - шаманов.

Наряду с тотемизмом и табу значительное место в жизнедеятельности первобытного человека занимала магия (от греч. Μαγεια - колдовство, волшебство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий.

Магия - единство религиозного сознания и действия, в ней как бы в концентрированном виде проявляется общая характеристика религии как специфического практически-духовного способа вхождения человека в мир. Мотивированный текст, логику его магических действий можно выразить следующим образом: если на обычные предметы и явления можно влиять практически, то с таким же успехом практически можно влиять в желаемом направлении и на необычное, сверхъестественное, то есть на фетишей, тотемов, душ и духов. Поэтому магия дополняется другими видами родоплеменных религий, как-то анимизм, фетишизм и тотемизм.

Известны различные виды первобытной магии: промышленная, земледельческая, военная, лечебная, любовная, шкодоносна и др. Они заключались в заклинании охотничьих; ловушек, колдовских процедурах на поле, попытках привести причину (т.е. испортить здоровье, наслать мрак), приворожить, в колдовство над оружием, над больным, в разного рода заговоры и т.д. Но в любом случае она была или фетишистской, или тотемистические, или анимистические, или же, наконец, связанной с верой в духов. Ведь магия, как сплав колдовского действа и веры в возможность через него повлиять на сверхъестественное, отбыла становление и развитие как составляющая первоначальной религиозности в целом и как "язык" рассмотренных выше форм чувственно-сверхчувственных и демонистичний верований.


Другие статьи по теме:
 Религии народов Месопотамии
 Религии Древнего Египта
 Социально-политические и исторические причины возникновения униатства в Украине.
 Синкретизм буддизма в Японии
 Границы распространения.

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb