Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Формы первобытных религий

02-11-2016

Обычный ритуал действия шамана - это так называемое камлание - неистовый танец с пением, ударами в бубен, громом железных подвесок и т.д. Камлания рассматривается как способ общения с духами, что достигается двумя путями: или духи вселяются в тело шамана (или в его бубен), или, наоборот, душа шамана отправляется в путешествие в царство духов. В действительности содержание камлания заключается в гипнозе своего окружения и в самогипнозе, благодаря которому шаман не только заставляет зрителей верить в свои сверхъестественные способности, но, конечно, верит в них и сам, переживая во время камлания галлюцинации. По мнению целого ряда наблюдателей, шаманское камлание очень напоминает истерический припадок, и

вообще шаманы, как правило, нервные, склонные к истерии люди. Цель шаманских обрядов целом заключается в лечении людей или животных, а также в борьбе с различными другими несчастьями и др.

Нельзя согласиться с традиционной и чисто идеалистической точкой зрения, согласно которой в основе шаманизма лежит вера в духов и именно шаманизм зародился из потребности человека обезвредить, умилостивить и получить покровительство этих духов. Напротив, сами представления о шаманские духи является закономерным порождением шаманизма и его характерных черт. Что же лежит в основе шаманизма?

Шаманизм не принадлежит к числу самых ранних форм религии. У народов средней ступени дикости он находится как бы в стадии зарождения. Следовательно, формирование шаманских верований и обрядов происходило при наличии уже вполне сложившихся в сознании человека представлений о сверхъестественном.

"Шаман имеет со знахарем то общее, что оба они выделяются из среды общины как специалисты по лечению больных. Но знахарь в отличие от шамана имеет примитивные знания в области народной медицины. Шаману же приписывается способность общаться с духами. Однако эта воображаемая способность, да и сами представления о шаманские духи факт явно походный. Это своеобразная религиозно-мифологическая интерпретация каких объективных факторов. Не потому занимает шаман в общине особое положение, что ему приписывают способность общаться с духами, наоборот, ему так и приписывают такую ​​способность, что он занимает особое положение в обществе "(п.5, с.278-279).

Шаман - это прежде всего нервная, истеричная человек, склонный к припадкам, иногда эпилептик. Момент шаманского "призвание", субъективно осознаваемый как голос духов, требующие от человека вступления в шаманскую профессию, объективно нервное заболевание, что, кстати, в своем большинстве случается с человеком в период полового созревания. Именно камлания шамана имеет большое сходство с истерическим припадком. Чтобы не быть голословным, приведу несколько фактов шаманизма среди различных народов Сибири.

Шаманами в чукчей обычно "становятся нервные, легко возбудимые люди". У коряков кандидатами в шаманы были "нервные молодые люди, склонные к истерическим припадкам" В гиляков "действительные шаманы почти всегда - люди, страдающие различными видами истерии, приобретенной или, что чаще, унаследованной. Это индивиды, легче поддаются гипнозу и автогипнозу ".

На алтайских шаманов их "призвания" восходит внезапно, как болезнь, и проявляется в виде дрожания и слабости организма, давления в груди, лихорадочного ускакування и криков, в эпилептических судорогах и др.

Конечно, нервно-истерический характер шамана в значительной мере результатом его профессии, потому что, начиная с периода подготовки и в течение всей своей деятельности, шаман специально и сознательно культивирует в себе подобные качества. Но это означает только, что шаманская профессия усиливает нервно-патологические особенности характера человека, сами же эти способности предшествуют вступлению человека в профессию шамана. Появление признаков нервного заболевания обычно рассматривается как призыв духов, которому человек не должен сопротивляться.


Другие статьи по теме:
 Научные теории происхождения религии
 Магия - там, где она встречается в чистом виде
 Границы распространения.
 попытки научного объяснения происхождения религии
 Самые древние верования праславян

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb