Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Формы первобытных религий

04-01-2017

Достаточно осмотреть даже общим взглядом историю религий всех народов, чтобы убедиться в том, что фетишистские представления составляют неотъемлемую часть любой религии. Вряд ли хоть одна из них, в которой фетишистские верования не занимали бы более или менее заметное место. Фетишизм составляет один из наиболее постоянных элементов всякой религии. Это универсальное явление истории религиозных верований.

На низших ступенях культуры часто встречается социальный институт, известный под именем тотемизма (на языке индейцев-оджибве ot-totem означает - его род) - вера в существование родственной связи между группой людей и определенным видом животных или растений.

Тотемизм тесно связанный с хозяйственной деятельностью первобытного человека: сбором плодов, охотой. Животные и растения, которые давали людям возможность существовать, становились объектом поклонения. В тотемизме отразились также особенности социальных отношений в первобытном обществе, основанные на принципе кровного родства. Осознавая это родство, люди переносили его на окружающую природу. Тотем (животное или растение) считался предком рода, его родоначальником. С ним была связана ряд мифов, описывали его жизни и подвигах, предписаний, позволявшие его убивать лишь при соблюдении определенного религиозного действа, обрядов, задабривали тотем и способствовали его размножению. Позднее на основе тотемизма возник культ животных.

Отметим две основные черты тотемизма. Первая - выделение в качестве главных объектов поклонения тотемных духов, то есть двойников тотемов. Не сами тотемы, а их двойники были главным объектом поклонения в этой религиозной системе. Тотемам поклонялись настолько, насколько они были вместилищем тотемных духов. Это поклонение оказывалось через молитвы (просьбы), танцы, табу, жертвоприношения, изготовление и чествования изображения тотемов, специальные тотемные праздника. Особым способом поклонения были обряды уподобления тотему. Во уподоблением понимается стремление внешне походить на тотема хотя бы одной какой чертой. Так, отдельные жители Африки, стараясь быть похожими на антилопу-зебру, выбивали себе нижние зубы.

Вторая черта - разрешение убивать и съедать тотема только при условии соблюдения особых религиозных процедур. Важным было одно: убить и съесть по правилам, то есть так, чтобы не навредить тотемному духу. Так, индейцы-шевенезы (Канада) еще в начале ХХ в. выполняли такие процедуры над телом убитого "родственника-оленя": ставили перед мордой забитого посуду с едой, танцевали охотничий танец, гладили тело, благодарили оленю за то, что он дал себя убить, извинялись и желали счастья духу оленя в стране умерших.

Тотемное животное - это священное животное клана, кровь которого символизирует единство клана, единение его со своим божеством; ритуальное умерщвление и поедание тотемного животного - это прототип всякого жертвоприношения - есть не что иное, как заключение "кровного союза" клана с его божеством. В тотемизме человек переносит на всю природу черты своего общественного строя: природа здесь делится на группы, общества вроде человеческих сообществ.

Первобытные люди, разделенные на кланы или племена, должны были неминуемо верить в то, что все предметы, одушевленные и неодушевленные, организованные по подобию того единственного общества, о котором человек имел представления, т.е. в форме человеческого общества, отсюда должна была возникнуть мысль о сходстве видов животных и растений с родами и кланами людей: эти виды животных и растений и были тотемами.

Бернхард Анкерман правильно подчеркивал, что "психологической предпосылкой тех специфических отношений между социальной группой и тотемом, чувство единства между обоими, что составляет характерную черту тотемизма, было отсутствие индивидуализма, то коллективизм рода, на почве которого не могло еще развиться представления об индивидуальной душе, чем тотемизм и нельзя выводить из анимистических идей "(п.5, с.53).


Другие статьи по теме:
 Научные теории происхождения религии
 АГНОСТИЦИЗМ
 Раскол в христианстве 1054 года
 Кревская уния 1385
 Возникновение культа Яхве (Ягве)

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb