Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Формы первобытных религий

08-03-2017

Наконец, для других исследователей термины "фетиш", "фетишизм" означают не какой-нибудь определенный вид почитаемых предметов, а определенное отношение человека к сверхъестественному миру, именно то отношение, при котором человек верит в свою способность заставить сверхъестественные существа служить себе.

Впервые феномен фетишизации подробно описал французский исследователь Шарль де Брюс в книге "Культ богов-фетишей". Он считал, что фетиши - это предметы неживой природы, привлекали внимание человека какими-то особыми чертами. Действительно, фетишистские представления связывались не со всеми, а лишь с особыми предметами и явлениями. Для человека ранньородового общества, например, не каждый камешек мог быть фетишем, а лишь тот, который поражает воображение особенностями формы или обстоятельствами, при которых его нашли.

Но неправильным было бы по примеру где Брюса и некоторых других исследователей, считать фетишизм за веру в сверхъестественные свойства мертвых предметов. Такое толкование фетишизма противоречит самой его сущности как олицетворению неживой природы. Фетиши - не просто предметы, а за воображением человека, которые чтит, - существа, наделенные жизнью и способны именно благодаря каким-то таинственным, сверхъестественным, сверхчувствительным свойствам определенным образом действовать на человека и его среды, т.е. этим предметам приписывались не присущие им свойства (способность исцелять, охранять от врагов, помогать на охоте и т.д.). Если после обращения к предмету человеку удавалось достичь успеха в практической деятельности, она считала, что в этом ей помог фетиш, и оставляла его себе. Если же человек получил какой-либо неудачи, то фетиш выбрасывали или заменяли другим. Обращение первобытных людей с фетишами говорит о том, что они не всегда относились с должным уважением к выбранному предмету: за оказанную помощь ему благодарили, за беспомощность "наказывали". С этой точки зрения интересен африканский обычай истязания фетишей, причем не только для их наказания, но и для побуждения к действию. Например, прося о чем-нибудь фетиш, африканцы вбивали в него железные гвозди, полагая, что после этого фетиш лучше запомнит обращенные к нему просьбы и обязательно выполнит их.

Особая, скрытая сила фетишей, талисманов, амулетов - это так называемая мана. Термин "мана" европейские антропологи XIX в. позаимствовали у аборигенов Полинезии и Меланезии, которые называли так силу, управляющий природными процессами. Реальное содержание понятия "мана" не сводится ни к "имперсональны силы", ни к "сверхъестественного". Наиболее подходящее значение слова - "высшая сила". Человек обладает наваждением, когда она счастлива, таланлива и демонстрирует какие-то экстраординарные достижения, например, как земледелец, воин или вождь.

Чтобы содержательнее представить "механизм" образования фетишистских представлений, примем во внимание условия их появления. На основе многовекового опыта человек ранньородового общества уже выработала представление о том, что любая ее действие определенным образом связана с ее собственной волевой деятельностью, ее желаниями, целями. Но, ограниченная в знаниях об окружающем мире и о самом себе, человек еще не мог дать разумного объяснения ни природы этой связи, ни причины происходящих вокруг нее. Абстрагируясь различные проявления собственной мыслительной и волевой деятельности, люди по аналогии с собой пришли к мнению, что и предметы и явления природы являются живыми существами, наделенными умственными и волевыми качествами, благодаря которым они являются чувственно-сверхчувствительными и могут вступать в отношения с человеком и между собой. Такое вынесение собственных смыслов на другие "значения", собственных умственных и волевых качеств на природу вело сознание человека к воображению о способности вещей целенаправленно изменять свои действия в отношении человека, подобно тому, как она сама меняет направленность своих действий по окружающему миру.

Элементы фетишизма сохранились в религиозном представлении людей и по настоящее.


Другие статьи по теме:
 Религии Древнего Египта
 Иудаизм евреев диаспоры.
 Теории происхождения религии
 Слово "религия" переводится с латинского как благочестие
 Социально-психологическая природа религии "Нового века"

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb