Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Формы первобытных религий

07-11-2016

Понятие о личной душе, или дух, в примитивных обществах может быть определено следующим образом. Душа есть тонкий, невещественный человеческий образ, но своей природе чем подобная воздуха или тени. Она составляет причину жизни и мышления той существа, которое она одухотворяет. Она независимо и нераздельно владеет личным сознанием и волей своего телесного хозяина, способная покидать тело и быстро переноситься с места на место. Основном неуловимая и невидимая, она обнаруживает также физическую силу и появляется преимущественно как призрак, отделенный от тела, но похож на него. Она способна входить в тела других людей, животных и даже вещей, овладевать ими и влиять на них.

Наиболее характерная черта представления о душе - это ее пассивность. Душа человека представляется как слабая, беспомощная существо, легко подвергается нападениям со стороны колдуна или злого духа. Этот пассивный характер души лучше всего свидетельствует о происхождении самой идеи души. Душа - это невидимое уязвимое место человека, объект злой магии, добычу для злых духов.

Хотя это определение не может иметь общего применения, оно в любом случае достаточно широк, чтобы быть принятым за норму, изменяющуюся в силу больших или меньших различий между отдельными народами.

По мнению многих исследователей термин "анимизм" нельзя присваивать какой-либо определенной, ранний или поздний, форме или степени развития религии, поскольку "даже поверхностное знакомство с историей религий показывает, что анимистические представления, т.е. вера в душе и в духов, присутствующие в всех без исключения религиях, начиная от самых примитивных и вплоть до наиболее развитых "мировых" религий. Мало того, никак нельзя сказать, чтобы анимистические верования были наиболее характерны для ранних стадий развития религии, а на поздних стадиях сохранялись бы лишь как пережиток, как это предполагают сторонники "анимистической теории". А из всего этого следует, что анимизм никак нельзя рассматривать как определенную форму религии. Наоборот, это неотъемлемая составная часть всякой религии, особенно наиболее сложных и развитых религий "(п.5, с.381).

Чтобы достичь компромисса между этими двумя взглядами на понятие "анимизм", я позволю себе высказать следующее предположение: анимизм как определенная форма религии существовал на первоначальных этапах развития человеческого общества, впоследствии войдя и став неотъемлемой составной частью других видов религиозных верований.

Еще одним распространенным верованиям первобытного человека является фетишизм (от португальского fetiço - волшебный, чудодейственный), заключающийся в мысленно-фантазийном наделении некоторых предметов и явлений неживой природы сверхчувствительными качествами.

Понятие фетишизма как формы религии опутанным значительной неясностью, поскольку разные исследователи придают этому термину различных значений. Действительно, в то время как одни исследователи (Шульце) называют фетишизмом почитание любых материальных предметов (включая небесные тела, людей и животных), другие (Штернберг, Тот) склонны ограничивать объем этого понятия, включая в него только почитание неодушевленных и притом земных предметов. Одни авторы при этом называют фетишем материальный предмет, которому отдается почитание (де Бросс), другие относят это название не к самому предмету, а к духу, который находится в нем (Тайлор, Спенсер, Шурц), в то время как третьи считают характерной чертой фетишизма именно неотделимость предмета от духа, живущего в нем (Вайц, Харузин, Зеленин). Мало того, хотя большинство авторов называют фетишем материальный объект культа, есть исследователи, склонны настолько расширять это понятие, в него включаются не только объекты, но и материальные принадлежности культа (например, церковная утварь, одежда), которые сами по себе не является предметом почитания (Францев).


Другие статьи по теме:
 АГНОСТИЦИЗМ
 Библия как памятник культуры
 Теологические теории происхождения религии
 Границы распространения.
 Синкретизм буддизма в Японии

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb