Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Формирование основных старообрядческих толков

26-02-2017

Примирение с «миром» не могло не привести к частичному отказу от эсхатологической идеологии. Поскольку «благодать» священства «взята» на небо, лишними оказались и те таинства, совершение которых было связано с ней. Но это не означало прекращение богослужебного культа. Поморцы выработали сравнительно несложный ритуал, который заключался в общественной молитве, пении и чтении под руководством выборного наставника. Из всех церковных обрядов поморцы признали вначале только два - крещение и исповедь, но впоследствии в лице некоторых своих наиболее умеренных направлений они признали и обряд бракосочетания, что вполне соответствовало интересам буржуазного слоя.

В первой половине XVIII века поморщина была мощным и влиятельным направлением в беспоповщине. Ее конторы были разбросаны по многим городам России, были не только торговыми пунктами, но и своего рода миссиями. В Выговский жилища были прекрасные собрание старинных рукописей, иконописная школа, школы обучения грамоте и крюкового пения. Усиление поморщины и ее роли в беспоповщине было связано с ростом влияния крупных купцов-скупщиков, заводчиков и лесопромышленников Севера, которые были заинтересованы в компромиссе с самодержавно-крепостническим строем, в полуфеодальных методах эксплуатации.

Другое направление безпоповщины - федосеевщина возник как религиозный направление несколько раньше поморщины. Основы ее вероучения были изложены в постановлении безпоповщинского старообрядческого собора 1692 - 1694 годов. Руководитель этого собора, которым был дьяк Крестецком яму Феодосии Васильев, из рода бояр Урусовых, вскоре разошелся во мнениях с поморцами и пошел за границу в Польшу, в Невельский уезд, где основал безпоповщински общины нового направления, получившего название федосеевщины. Первое время он поддерживал довольно оживленные отношения с выговцы, но в 1706 году, после того как у них наметился переход к политике примирения с самодержавием, он полностью разорвал с ними всякие связи. При попытке организовать общины своего направления в России, в Великолукском и Дерптский уездах, он был схвачен и умер в новгородской тюрьме в 1711 году.

Главное отличие ранней федосеевщины от поморщины заключалось в большей непримиримости к самодержавно-крепостническим строем и в проповеди крайнего аскетизма. Особенно строго боролись федосеевцы против заключения брака, объявляя его более тяжелым грехом, нежели открытый «блуд». Однако эта непримиримость и пуританство довольно быстро превратились в целую систему религиозных наказаний (длительные посты, поклоны и т. п.) за те или иные нарушения федосеевского учения, насквозь пропитанного ханжеством и лицемерием. Федосеевщина не получила широкого распространения ни в конце XVII, ни в первой половине XVIII века. Сравнительно небольшое число федосеевских общин существовало в этот период главным образом за пределами России, в Прибалтике и Польше. Федосеевщина отражала интересы части средних и низших слоев посадского населения - недавних выходцев из деревни.

Идеологическое перерождение поморщины, обусловленное экономическим развитием и социальным расслоением Выговской общины, и сосредоточение руководства общиной в руках зажиточной верхушки, ее скатывание на позиции компромисса не могли не вызвать протеста со стороны крестьянских старообрядческих поселений, расположенных в Поморье, главным образом в Архангельской и Олонецкой губерниях крестьянской части поморщины примирения выговцев с «миром» было не чем иным, как поклонение антихристу и признанием его власти. Крестьяне обвинили выговцев в том, что «Зверевы указы более Эван гелия облобызалы, понемногу начавшего в миру проживать, и свое благочестие забываты; домы и фабрики созидал, а христиан, яко разбойников, суду предавался».


Другие статьи по теме:
 «Сказание ИЗЬЯВЛЕННО ω ПИСМЕНЕ (Х) ...» КОНСТАНТИНА КОСТЕНЕЦКИЙ (ГРАММАТИКА)
 Современное состояние старообрядчества
 Старообрядчество в период кризиса феодально-крепостнического строя
 Формирование основных старообрядческих толков
 История формирования религиозных верований древних славян

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb