Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Философско-социологический осмысления культуры.

06-09-2017

Философия не брезговала культурной проблематики фактически с самого своего рождения. Существенную внимание уделялось вопросам культуры уже философы Древней Греции. Проблематика человеческого общества, его сущности и судьбы, путей преобразования и средств хранения, принципов человеческого поведения, сущности обычаев и законов, т.е. широкий спектр собственно культурологической проблематики, рассматривалась в плане общей антитезы "естественность и искусственность" (вспомним, что слова "культура" - крайней мере в современном понимании - в то время еще не существовало). В разные периоды и в различных философских школах Древней Греции природе-physis противостоит искусственности то в виде nomos (закон, обычай, традиция, выражения), то thesis (установление), то techne (искусство, ремесло). Но во всех этих случаях нетрудно заметить логику значительно позднего европейского противопоставление природы и культуры. Второй составляющей древнегреческой антитезы природы и искусственности так или иначе охватываются три предметные сферы: речь, познания и человеческое общество (причем последнее - как в социально-политическом, так и в производственно-техническом плане).

Древнегреческие философы нередко трактовали культуру совсем близко к значительно более поздних идей Форстера и Герда-ра - как средство выживания изначально беспомощной человека.

Так, Платон рассказывает представление Протагора, чье образное объяснение Возникновение человеческого общества имеет, несомненно, мифологические корни. Из-за халатности Эпиметея, который распределял природные средства к существованию между живыми существами, человек не получил необходимого. Для того чтобы как-то уладить ситуацию, брат Прометей украл у Гефеста и Афины огонь и "мудрость искусств-ремесел", тем самым побудив людей чтить богов, именовать вещи, общаться с помощью слов, строить дома, шить одежду и обувь. Он научил людей также земледелия. В борьбе с хищниками люди начали объединяться и помогать друг другу. Однако они еще не умели Жить вместе и, временно соединяясь, быстро вновь рассеивались и гибли. Тогда сам Зевс дал людям стыд и правду, равномерно распределив их между людьми. И среди людей воцарились порядок и дружба, которые поддерживаются политическим искусством.

Греческие философы-софисты, пожалуй, одними из первых выразили критическое отношение к культуре. Так, они говорили о том, что общественные договоренности заставляют человека подавлять свои естественные наклонности (кстати, интересная параллель с фрейдовском положениями), а образование и воспитание, будучи процессами преобразования человека, является, собственно, уничтожением ее первичной личности. Философы-киники откровенно пропагандировали возвращение к природе и, в частности, отказ от культурной регламентации естественных потребностей.

Известной была греческой философии и идея регрессного развития культуры. Так, Платон считал, что человечество удаляется от идеала, культура постоянно деградирует, поскольку власть поочередно переходит от чести к богатству и, наконец, к толпе.

В Средние века направления философских поисков определялось религиозной картиной мира. Культура трактовалась с позиций провиденциализма - понимание истории как проявление воли Бога, как реализации Божьего плана спасения человечества. Один из величайших христианских теологов Августин Блаженный (354-430) развил идею понимания исторического процесса как пути к "царства Божьего", и это понимание создало основу средневекового христианского толкования культурной эволюции.

Новое время внесло свои коррективы в понимание культурного процесса. Английский философ Френсис Бэкон (1561 - 1626) высказывает убеждение, что будущее человечества должно быть прекрасным и построение этого будущего является закономерным и объективным процессом развития культуры.


Другие статьи по теме:
 Технология земледелия и ее эффективность
 Язык как символический код культуры
 Общая специфика нового культурного этапа.
 Христианская церковь и ее влияние на государство и право в период средневековья
 Образовательно-квалификационный уровень - бакалавр

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb