Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Циклические теории исторического круговорота.

29-05-2017

На методологическом уровне важной основой плюралистической парадигмы стал функционализм, который диктовал понимание культуры как целостности, в которой нет ни одного лишнего элемента. Любой имеющееся в культуре религиозные традиции, общественные ритуалы, специфика ведения домашнего хозяйства, детали одежды, - все масс свою функцию в целостности культуры. Отсюда следует, что нельзя изменить что-то в культуре, не причинив тем самым ей ущерб как целостном и завершенном феномена. С позиций циклизму каждая культура стала рассматриваться как самодостаточная ценность, независимо от того, какое место отводит ей эволюционистская шкала. С точки зрения циклических теорий нет культуры примитивных и высокоразвитых. Все они разные не по совершенству или совершенством, а по индивидуальной сути и к тому же могут находиться в данный исторический момент на различных этапах своих жизненных циклов. Причем изменить жизненный цикл внешним вмешательством, искусственно сделать культуру "взрослой" так же невозможно без непоправимого ущерба для нее.

Различные авторские теории циклического развития культуры были предложены Н. Данилевским, О. Шпенглером, Л. Гумилевым, Е. Майером и многими другими. Из принципов циклической парадигмы в исследованиях культуры выходили Б. Малиновский, А. Рэдклифф-Браун. Нередко к культурологического циклизму относят также и концепции культуры, предложенные А. Тойнби и П. Сорокиным.

Общим для всех поклонников циклизму было представление о "исторические индивидуальности", которыми являются все культурные образования, и о наличии жизненного цикла каждой культуры. Русский историк и социолог Николай Данилевский (1822-1885), например, принципиально отрицал идеи единства человечества, единого направления его развития: "общечеловеческая цивилизация не существует и не может существовать, потому что это была бы невозможна и вовсе нежелательно неполнота ... общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им - значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможной неполнотой "," Прогресс не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, которое является поприщем исторической деятельности человечества, пройти в разных направлениях ... "Данилевский трактовал историю как последовательность или сосуществование абсолютно независимых, самобытных, эквивалентных по значению больших и малых культур - или культурно-исторических типов. Он сформулировал следующие обусловлены идеями циклизму законы исторического развития культурно-исторических типов:

1. Каждое племя или семья народов, характеризующиеся отдельным языком или группой языков, довольно близких между собой, образует самобытный культурно-исторический тип.

2. Для того чтобы цивилизация, свойственная самобытному культурно-историческому типу, могла развиваться, необходимо, чтобы принадлежащие к нему народы имели политическую независимость.

3. Основы цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый культурно-исторический тип вырабатывает их для себя самостоятельно, и можно говорить только о большем или меньшем влиянии чуждых цивилизаций.

4. Цивилизация, свойственная каждому культурно-историческому типу, только тогда достигает полноты, разнообразия и богатства, когда разнообразны этнографические элементы, его составляющих.

5. За ходом развития культурно-исторические типы уподобляются многолетним одноплодным растениям, у которых период роста может быть неопределенно долгим, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу.

Данилевский обращал внимание на то, что разные народы делали разного веса и характера взносы в культурном развитии человечества. На этом основании он выделял народы-творцы, народы-разрушители и народы чисто этнографические.


Другие статьи по теме:
 Гравюра старопечатных
 Становление и закономерности развития науки, научная картина мира и научная революция.
 ИСТОРИЯ И УСТРОЙСТВА Становление культурологической мысли.
 История Мариуполя в его предприятиях и культурных заведениях
 История Рима

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb