Антропный принцип Вселенной. |
28-10-2019 |
Л. Гиндилис так комментирует суть антропного принципа: "Во антропный принципу ... имеется в виду соотношение между фундаментальными свойствами Вселенной в целом и возможностью существования в нем жизнь. Это соотношение масс весьма характерен смысл: наблюдаемые свойства Вселенной (Вселенной в целом, а не отдельных его частей), причем фундаментальные свойства (такие, как, например, космологическое расширение пространства), тесно связаны с существованием жизни. На это впервые (почти одновременно и независимо друг от друга) обратили внимание Г. М. Идлис ... и А. Л. Зельманов ... Дальнейшие исследования позволили углубить это соотношение. Оказалось, что не только свойства астрономического Вселенной, но и фундаментальные свойства материального мира, которые имеют выражение в значениях фундаментальных физических констант, также связаны с возможностью существования жизни во Вселенной. Изменение констант в незначительных пределах настолько изменяет условия во Вселенной, жизнь в нем становится невозможным. Таким образом, получается, что существование "наблюдателя" во Вселенной накладывает ограничения на физические законы и наблюдаемые свойства Вселенной. Эта зависимость между жизнью (между существованием наблюдателя) и наблюдаемыми свойствами Вселенной и получила название "антропный принцип". Научное представление о антропный принцип мироздания складывалось вне всякого связи с проблемой сети. Если раньше ученых интересовало, как устроена Вселенная, то теперь они стали осмысливать и то, почему он так устроен, т.е. чем во Вселенной действуют именно такие физические законы и почему физические константы имеют именно такие значения. Хотя, по замечанию Л. Гиндилис, конкретные идеи по тесной связи фундаментальных свойств Вселенной с жизнью были сформированы в конце 50-х годов прошлого века советскими учеными, но некоторые факты (прежде всего относительно числовых совпадений), которые привели к формированию представлений о антропный принцип , конечно, фиксировались мировой наукой еще раньше. Определенными шагами на пути формирования понятия антропного принципа исследователи считают определение в 1923 г. А. Эддингтоном числа протонов во Вселенной, которое, по его идее, могло влиять на некоторые физические константы. Ближе к будущей теории подошел в своих работах 1937-1938 pp. П. Дирак, выразив так называемую гипотезу больших чисел. Далее были анализ физических условий, необходимых для возникновения жизни, проведенный Ф. Хойлом; высказана Дж. Хитроу мнение о тривимировисть пространства как обязательное условие для существования "наблюдателей" и его же указание на описанный уравнениями Эйнштейна связь между плотностью (плотностью) материи Вселенной, его размерами и временем существования (с последнего следовало, что Вселенная обязательно заселяется живыми организмами) известно замечание А. Зельманова о том, что мы "являемся свидетелями наблюдаемых свойств Вселенной (процессов определенного типа), потому что других его свойств развитие Вселенной проходил бы без свидетелей ", и другие физические и астрономические наблюдения и философские обобщения, которые и привели к формированию антропного принципа. Определенный круг идей было обобщено и назван именно "антропный принцип" физиком-релятивисты Б. Картером в 1974 г. С самого своего появления теория антропного принципа стала достаточно дискуссионной проблемой как для естественнонаучной, так и философской мысли. Достаточно сказать, что до сих пор нет достаточного единообразия даже в его формулировке. Уже Картер преподавал антропный принцип в двух вариантах, или аспектах - "слабом" и "сильному". Слабый антропный принцип сводился к тому, что космологические параметры, которые открываются и наблюдаются астрономами, определяются нашим собственным существованием. Возможные свойства Вселенной должны быть согласованы с существованием астрономического наблюдателя, т.е. согласованы или ограничены биологически. Иными словами, то, что мы ожидаем наблюдать, должно быть ограничено условиями, необходимыми для нашего присутствия в качестве наблюдателей.
Другие статьи по теме: Мораль и право как механизмы регуляции культурной жизнедеятельности человека.
трансформация общества
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В УКРАИНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ.
Хозяйственная основа питания Украины
Свобода совести в Конституциях стран членов и не-членов ООН.
Добавить комментарий:
Новые фотографии:
 Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 462.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 309.22 kb |  Размеры: 1280 x 1024 px Размер: 352.57 kb |
|