Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

Лингвистическая литература

24-06-2017

Первым теорию своего времени при описании славянской фонетики (орфографии) и морфологии применил Л. Зизаний. Ученый выявил ряд особенностей славянской системы имени и глагола, в частности открыл творительный падеж, попытался сделать разделение слов с различиями и спряжениями, осмыслить систему времен церковнославянского языка. Но он еще крепко держался теории грамматики, построенной на греческом материале (даже приписывал церковнославянском языке артикль как отдельный класс слов).

Выдающимся теоретиком славянской лингвистической системы в староукраинском (и шире - славянского) языкознании выступил М. Смотрицкий, который в полном объеме проработал фонетическую, морфологическую и синтаксическую системы восточнославянской редакции церковнославянского языка (украинский разновидности).

Лингвист усовершенствовал разделение слов по лексико-грамматическими классами (частями речи), до конца выяснил падежную систему имени, удачно выделил типы склонения и спряжения, выявил ряд особенностей синтаксиса и т.д.. Созданная им общая концепция церковнославянского грамматики сохраняла актуальность вплоть до XIX в.

В категориях и сроках латинской грамматики на примере украинского языка универсальную славянскую систему попытался описать И. Ужевич, но это ему не везде удалось. В целом идея И. Ужевича была созвучна идеям тогдашней французской лингвистики, которые впоследствии реализовались в универсальной грамматике.

Теоретико-лингвистический аспект староукраинских грамматических трудов отразился в постепенном совершенствовании и расширении научной терминологии. Через призму терминологии вычеркивается выдающаяся роль М. Смотрицкого, благодаря творчеству которого старое украинское языкознание было на уровне европейской лингвистики эпохи Возрождения.

При описании церковнославянского фонетики и морфологии Л. Зизаний опирался на то узус, сложившийся на восточнославянских землях, прежде всего на Украину, до конца XVI ст. Л. Зизаний - первый украинский лингвист, специально обследовал словенороский тексты с целью научного описания языка. Осуществляя кодификацию, ученый пытался разграничить традиционно книжные элементы и живомовних восточнославянские, но четкой грани между этими двумя компонентами он не провел, поэтому наряду с древними, архаическими формами в его книге часто как равноправный составляющая даются характерные восточнославянские или специфические украинские формы . Составители греко-словенороский грамматики 1591 г. в этом направлении сделали лишь первые шаги, поэтому в их труда украинский и церковнославянский элементы в большинстве случаев не различаются.

М. Смотрицкий был первым исследователем древних славянских памятников. В его распоряжении были, возможно, даже некоторые старославянские тексты, поэтому описанная им система в целом близка к старославянской позднего периода (XII в.). Он достаточно четко отличал старославянский (церковнославянский) и живые славянские языки, в том числе родной украинский.

М. Смотрицкий - единственный староукраинский грамматист, который применил экземплификацией - важный элемент объективного научного описания языка. Правда, этот способ ученый использовал только при описании синтаксиса, что на протяжении истории старославянских текстов оставался относительно стабильным: конструкции повторялись в хронологически отдаленных памятниках из различных территорий. Однако и в его книге «Грамматики Славенския правилно Сvнтагма» имеющийся восточнославянский и специфический украинский (общенародный и диалектный, теперь юго-западный) элементы. Итак, по мере развития грамматического искусства на Украине все четче производилось различия систем книжно-церковнославянского и живого разговорного языка.


Другие статьи по теме:
 Мир и человек в архаической культуре
 Свадебные 1 - 4 хлеба - каравая, 2 - 3 украшения головы, шляпы.
 Формирование культурологической мысли в xvi-xviii вв.
 Философия эллинизма
 «Грамматика, ИЛИ ПИСМЕННИЦА ЯЗЫКА СЛОВЕНСКАГО»

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb