Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«ΓΡΑΜΜΑΤΙΚΑ доброглаголиваго Эллы-СЛОВЕНСКАГО ЯЗЫКА»

21-04-2017

Существительные мужского рода-и-основы в именительном и звательном множества фиксируются с древним окончанием-ие - путие (19). По аналогии это флексию принимают и некоторые существительные мужского рода-jo-основ и основ на согласный: мЖжие (28), црие (35), светает (16). Слово корабль во множественном рядом с-и,-Ђ (древнерусского происхождения) имеет также флексию-е бывших основ на согласный: корабли, кораблЂ, кораблем (29). Авторы стремятся различить формы именительного и винительного падежей множественного числа существительных бывших-о-и-jo-основ. Помимо примеров, представленных выше, ср. чловекы в именительном и чловека в винительном (19), sмиы - змиеве (33) (в последнем случае приняты фонетически приспособленную флексию кол.-ŭ-оснований) как эквиваленты греческим формам.

Аналогичные две греческие Ациклические формы передаются двумя (книжной и живомовних) в словенороский тексте: ω мЖжие, и мужЂ [!] (28). Существительные среднего рода-о-основы в именительном, винительном и звательном падежах множественного обычно сохраняют древнюю форму на-а, как и в украинском языке: гумна (17).

Родовой множественного числа существительных мужского рода-о-основ лишь в отдельных случаях, а среднего рода - исключительно - удостоверяются в древней форме, напр.: Разбωйникъ (15), чловекъ (19), пре (с) тωлъ (21), гуменъ (17 ), мАсъ (37). Обычным в существительных типа бывших-о-и-jo-основ является живомовних окончание-ωвъ (-овъ) и-евъ, что появилось под влиянием склонения давних ŭ-основ: ЕнЂωвъ (14), вранωвъ (21), волωъ , гроздовъ (22), оумовъ (28), sмиевъ (33), градωвъ (34), стоудовъ (36). Переводчики грамматики стремились графически различить формы именительного единственного и родового множества с помощью буквы со, которую писали на месте в как в основе, так и особенно в окончании. Толчком к этому, очевидно, была омега в флексии родительного множественного числа-ων греческого языка. Для графического отличия формы родительного падежа множественного числа существительных от притяжательных прилагательных мужского рода с суффиксом-овъ написания-ωвъ использовали следующие грамматистов. Под влиянием живого украинского языка существительное кол. основы на согласный день в родительном падеже выступает в разных экземплярах в форме днωвъ и дневъ (16).

Слова кол. -И-основы женского рода в родительном множества фиксируются со старинным окончанием-ей: честь (16), однако существительные мужского рода заверяются уже с восточнославянской (украинской) флексией-ей: путей (19). По аналогии с последних под влиянием живой речи флексию-ей обладают отдельные лексемы-jo-основы: мЖжей (28), црей (37).

Существительные-о-основ и отдельные слова типа-jo-основ в дательном падеже множественного числа в «Греко-словенороский грамматике» подаются с окончанием-ωмъ (-омъ): разбойникωмъ (15), гумнωмъ, Менелаомъ (17), орлωмъ, чловекомъ ( 19), пре (с) толωмъ (21), волωмъ (22), градωмъ (34), мАсωмъ (37) и т.д.. Существительные ж-и-основ, большинство-jo-основ и отдельные зафиксированные основы на согласный в памятнике выступают с флексией-емъ: честемъ (16), путемъ (19); мАжемъ (28), кораблемъ (29), sмиемъ ( 33), цремъ (35); днемъ (или днымъ в экземпляре Кир. 576). При подаче флексий этого типа составители исходили, видимо, не только из материалов церковнославянских текстов, но и украинского языка на территории распространения юго-западных диалектов, во многих говорах которых до сих пор сохранилась архаичная флексия-им (-ум,-ÿм) < -омъ,-емъ бывших-о-и-jo-основ (Бевзенко 1980, 104).

С этимологическими окончаниями-омъ,-емъ кол. -О-и-jo-основ в словенороский языке фонетически совпали соответственно флексии-ŭ-основ - ъмъ>-ом (ъ) и-и-основ - ьмъ>-ем (ъ). Однако один пример показывает распространение здесь в живом языке и флексии-ам (-ям): ЕнЂамъ (14).

Существительное слово во множественном представлены в памятнике с суффиксом-эс-: словеса, словесъ, словесемъ, словеса, со словеса. Аналогичные формы, кроме дательного - древомъ, имеет и существительное древо.

Среди имен отдельным пунктом подаются и числительные «Ω числителныхъ именахъ», где указано, что они согласно значение имеют единственное число, двойственное, множественное число. Числительное единъ,-а,-о (38) склоняется в числе по родам. Представленные в памятнике парадигмы ничем не отличаются от парадигм членных прилагательных.

Согласно греческому тексту числительное два приводится в двойственное - только формы два, двЂма (38) - и во множественном, что собственно является украинская отменой слова: два, двохъ, двомъ, два (38).


Другие статьи по теме:
 Книгопечатание в Киевском университете
 Языковедческие ТРАКТАТ Максима Грека
 Литературный процесс эпохи эллинизма
 Религия в судьбе украинского народа
 СЕКУЛЯРНЫЕ ОБУЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ХАРАКТЕРА

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb