Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«ΓΡΑΜΜΑΤΙΚΑ доброглаголиваго Эллы-СЛОВЕНСКАГО ЯЗЫКА»

17-06-2017

Бросается в глаза стремление дать в книге глубже, полное определение грамматики: здесь напечатаны три дефиниции (сопоставление нескольких определений различных авторов наблюдается и в грамматиках латинского языка в Европе - Cytowska, 12 - 13) науки, взаимно дополняются: «Грамматика есть, художество оучащее насъ оумнад писать, и яко къ кому мЂрително. или числително вещественно, съ разсуждениемъ повЂдающа »« Или грамматика, естъ, художество зрителное и дЂлателное еже блго глат и блго писать учащее на (с) »,« Или грамматика есть, искуство при творцехъ же и исписателехъ яко на мнωsЂ глаголемыхъ писма, еже явлАетъ творение и исписание »(6). Сроками художстео, искуство переводится гр. τέχνη, что в одной из древнегреческих памятников имеет определение «система приемов, усвоенных для какой-либо полезной цели в жизни» (Античные теории, 105). Все дефиниции подчеркивают, что грамматика - это наука (искусство). Аналогичное явление наблюдается и в грамматиках латинского языка зарубежных языковедов. В первых двух определениях указывается, что она учит разумно («умная»), хорошо («благо») писать и правильно, здраво («съ разсуждениемъ»), хорошо говорить (разговаривать) в третьем подчеркивается важность знания грамматики для письменного творчества. В первом случае грамматика сравнивается с науками о измерения и счета. Но при этом в предисловии отмечено, что не каждый, кто пишет и читает, называется грамматиком, а лишь тот, кто овладел правила и их пределы.

Хотя в предисловии к памятнику названы четыре составные части грамматики, в книге совсем нет раздела о синтаксисе. Она посвящена главным образом изложению теории морфологии («этимологии») и сжатом рассмотрению орфографии и просодии. Однако только раздел «О просодия» выделено отдельным заголовком.

После определения грамматики сразу идет пункт «Ω раздЂлениы писменъ». В духе традиции, идущей от александрийских грамматиков (в частности Дионисия Фракийцы) (Античные теории, 106; в греко-римской традиции «соотнесения звука и графического знака такое, что звуки и графические знаки в ней рассматриваются как некая единая сущность» - Амиров и др ., 25), здесь определяется писма (гр. γράμμα «буква»), хотя в действительности речь идет о звуке: «писма есть часть имела, гласа нераздЂлна» (7). В отличие от всех других частей памятника, в розгляданого пункте теоретические положения в переводной части иллюстрируются греческим материалом - буквами (звуками). Это обусловлено осознанием оригинальности звуковой (графической) системы каждого отдельного языка (в отличие от грамматических категорий, которые считались общими для всех языков). «Письмена» делятся на «гласный» (гр. φωνήντα «громкие») и на «съгласныА» (гр. σύμφωνα «согласные»). Гласных насчитывается семь, причем среди них есть «долгиА» (η, ω) «краткиА» (ε, о) и двовременныА »(α, ι, υ). От этих семи гласных образуются дифтонги - «двогласныА» (например, αι, αυ т.д.).

Согласные делятся на «полгласныА», среди которых три двойные - «сугубыА» (ζ, ξ, ψ), три «нεω (т) мЂнныА» - неизменные (λ, μ, ν, ρ) и одна «незнаменателнаА» - безприкметна ( σ), а также на безгласныА, в составе которых «тонкиА» (κ, π, τ), «сипливыА» (θ, φ, χ), «среднАА» (β, γ, δ). Причина такой классификации звуков в учебнике не выясняется, хотя еще Дионисий Фракиец объяснял, почему те или иные группы букв (звуков) называются так или иначе (Античные теории, 106 - 107). Наверное, разъяснения должен давать преподаватель в процессе обучения.

Львовские авторы не имели предшественников в церковнославянском изложении понятий орфографии (собственно - фонетики). Словенороский терминология этой области, очевидно, отражает практику братских школ XVI в., Прежде Львовской. Благодаря исследуемой книге эта терминология привилась и вошла в следующие языковедческие работы украинских ученых. Бросается в глаза то, что отдельные термины для обозначения характера согласных является кальками не греческих, а латинских терминов XVI в., Например, срок тонкие (лат. tenues) употребляется согласно ψίλα «простые (пустые, гладкие)» греческой части (см. и сипливыА при гр. δασέα «густые»).

Коротко сказано в грамматике 1591 о составе - «Ω слозЂ» (гр. συλλαβή), который определяется так: «Слогъ есть сложение малыхъ двωхъ писменъ, потребователно же и гласные слоги глаголютсА. яко, а, е ». Он «раздЂлАет же са» - на «долгий» (сосудъ), «Краткий» (слово), «общий» (ωбременéн (ъ) ный) (18). Здесь уже наблюдается искусственное приписывание часокилькисного разделения слов в словенороский языке: греческие слова переведены и ударные слоги соответственно обозначены как будто длинные или короткие. Слово (гр. λέξις) имеет следующую дефиницию: «Речение естъ часть имела съчинител (ъ) наго слова раздЂлителнаА», а речь (предложения) (гр. λόγος) - «Слово есть предложении сложение, мысль самосовершен являющее» (9). Теоретические определения слова и предложения здесь иллюстрируются никакими примерами.


Другие статьи по теме:
 Украинская культура
 ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»
 «ГРАМАТЫКА СЛОВЕНСКАЯ» И. Ужевича
 Периодизация елинизму
  Лингвистическая литература

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb