Logo Природа религии
новости:

В списке праздничных дней календаря Русской православной церкви появился еще один: Патриарх Кирилл установил церковный праздник ветеринаров.
Женщина-епископ Хельга Хаугланд Бюфуглин назначена постоянным епископом-председателем Лютеранской церкви Норвегии. В должность Бюфуглин официально вступит 2 октября.
Балерина Анастасия Волочкова раскритиковала Русскую православную церковь за отношение к гомосексуалистам.

«ΓΡΑΜΜΑΤΙΚΑ доброглаголиваго Эллы-СЛОВЕНСКАГО ЯЗЫКА»

20-08-2017

Своеобразно передается в словенороский части грамматики греческий система числивникових форм, в которой различаются отдельно флексии мужского - женского и среднего рода начиная от числа три и дальше. В переводе в именительном падеже числительные всех родов заверяются только в украинской форме три, четыри (39). Окончание родительного и дательного падежей для мужского - женского рода (числительные четыри - для всех родов) фиксируются в украинской форме, приближенной к этимологической: трехъ, четырехъ, пАтехъ; тремъ, четыре (м), пАтемъ (39). Такие формы могли еще существовать в отдельных юго-западных говорах. Но общероссийские теперь формы трохъ, тромъ (39) приводятся как соответствия греческому отмены среднего рода.

Контаминация древней пати и украинский пяти - форма родительного пАтихь (39) представляется как аналог греческого среднего рода.

Хотя теоретически определяется, что «ω (т) двохъсотъ же скланАетсА всАко число множественное треродно», в словенороский части иллюстрации родовых форм совпадают, причем парадигма имеет украинские черты: двЂстЂ, двух (х) сωтъ, двух (м) стωмъ, двЂстЂ (39 - 40). Парадигма числительного тысяща отдельно не выделяется, однако зафиксированы в памятке одиночные грамматические формы его явно украинский (с диалектными особенностями): тисАща, три, четыри тисАщы, пА (т) тисАщий (40) (ср. ст. Сл. ТысАшта, три тысАштА, пать тысАштъ).

Прилагательного отмена кратко излагается в пункте «Ω кончаниахъ налагаемыхъ». Здесь ли не впервые в отечественном языкознании оказываются сроки для обозначения флексии и категории прилагательного. Представлены только формы именительного и родительного падежей единственного прилагательных по родам (причем прилагательные мужского рода подаются то в членной, то нечленний форме, а женского и среднего - только в членной): любодобръ - любодобраго; простые - простого; простая - простые; простоев - простаго (41) и единственное слова онсица (41 - 42). Более полные парадигмы прилагательных удостоверяются среди образцов склонения существительных - формы (по числам) мужского рода прилагательного градолюбивъ (21 - 22,), сладокъ (22), блгоземленъ (17), среднего рода слова милосердое (17 - 18), простоем (28 - 29), мужского и среднего рода прилагательного истин (ъ) ный (31 - 32). С существительными представлены и отдельные формы именительного и родительного падежей единственного разных родов.

В словенороский части грамматики 1591 нет чистой отмены нечленних прилагательных. Лучше склонения их представлено в парадигме слова градолюбивъ в единственном числе (градолюбива, градолюбиву, градолюбива, со градолюбиве) и двойственное (градолюбива, градолюбивома, ω градолюбива). В множестве, кроме именительного с новым окончанием-ы - градолюбивы (влияние украинских диалектных форм, возникших по аналогии с винительного), все падежные формы членные, как и в живой речи: градолюбивыхъ, градолюбивымъ, градолюбивыхъ, ω градолюбивыы; пор. еще представлены отдельные короткие формы убогъ - убогая; сладокъ - сладка (23).

Прилагательные блгоземленъ во всех падежах единственного и множественного числа, кроме именительного и звательного (ω блгоземне), a сладокъ во всех падежах, кроме именительного единственного и звательного множества (ω сладцы - единственная во всех именных парадигмах старославянский форма с-и и переходной палатализацией) , удостоверяются в членных падежных формах. Парадигмы членного прилагательного истин (ъ) ный, истин (ъ) ное включают в себя также и отдельные нечленни формы (как параллельные членных или единственные), напр.: Истин (ъ) ный, истин (ъ) наго, истин (ъ) ном, истин (ъ) на, ω истин (ъ) ный u ω истинно - единственное; истин (ъ) на; истин (ъ) нома, и истин (ъ) ныма, ω истинно - двойственное; истин (ъ) ныы, и истин (ъ) ныА, истин (ъ) ныхъ, истин (ъ) нымъ, истин (ъ) ныы, и истин (ъ) ныА, ω истин (ъ) ныы (31 - 32) - множество. Членные формы среднего рода в именительном, винительном, звательном падежах единственного и родительном и дательном множества, конечно, совпадают с формами мужского рода. Однако в именительном, винительном и звательном множества они выступают то с церковнославянским (закономерным) флексией-аА (сладкая - 22 - 23), то с окончанием-ыА (прóстыА - 28), что является результатом влияния церковно форм женского рода . Следовательно, и здесь наряду с церковнославянским выступают украинские формы, в частности в именительном падеже множественного числа мужского рода (истин (ъ) ныы, сладкиы). Слово онсица выступает и со специфическим церковнославянским окончанием родительного падежа: онсица, онсицА, онсицы, онсицу (42).

Далее в рассматриваемых памятнике говорится «Ω семи видЂхъ производныхъ именъ», собственно о словообразование («начертаниа») отдельных семантических групп существительных и прилагательных.


Другие статьи по теме:
 Книгопечатание в Киевском университете
 Становление смыслового пространства КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ культурогенеза.
 ТРАКТАТ «О ОСМИХЪ ЧАСТЕХЪ СЛОВА»
 Выдающиеся шедевры культуры эпохи Возрождения
 Конструирование базовых значений и смыслов через новую классификацию в научных исследованиях

Добавить комментарий:

Введите ваше имя:

Комментарий:

Новые фотографии:
Буддизм - учение востока
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 462.22 kb
Библия - книга книг
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 309.22 kb
Ислам - религия мира
Размеры: 1280 x 1024 px
Размер: 352.57 kb